Актуальные проблемы умственного воспитания дошкольников

Поскольку выпускные квалификационные работы по своему характеру подразделяются на три вида, мы предлагаем вашему вниманию три варианта ее структуры. Образцы титульного листа, оглавления, введения и заключения будут приведены ниже. Выпускная квалификационная работа, носящая опытно-практический характер, имеет следующую структуру: 1. Введение, в котором раскрываются актуальность выбранной темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цель, задачи работы и т. Теоретическая часть работы, в которой раскрываются теоретические основы разрабатываемой проблемы. Практическая часть посвящена проектированию педагогической деятельности, описанию ее реализации, оценке ее результативности. Она также может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий с обоснованием их разработки и рекомендациями по их применению. Заключение, в котором излагаются итоги работы и выводы автора, а также рекомендации относительно относительно возможностей практического применения полученных результатов. Список используемой литературы не менее 20 источников. Структура выпускной квалификационной работы, носящей опытно-экспериментальный характер выглядит следующим образом: 1. Введение, где отражаются актуальность темы, ее теоретическое и практическое значение. Здесь же даются основные характеристики работы проблема, объект, предмет, цель, задачи иссле дования, методы сбора материала и проведения исследований. Теоретическая часть, в которой рассматриваются вопросы связанные с историческим аспектом, уровнем разработанности проблемы в теории, дается психолого-псдагогическое обоснование проблемы. Практическая часть работы посвящена описанию хода и результативности эксперимента т. В заключении студент подводиг итоги, делает выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов. Список используемой литературы не менее 20 источников. Структура выпускной квалификационной работы, носящей тео ретическнй характер состоит из следующих компонентов: 1. Введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, основные характеристики работы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др. В теоретической части, посредством глубокого сравнительного анализа литературы и других источников, раскрывается содержание работы, освещается история исследуемой проблемы, уровень ее разработанности в теории и на практике, а также дается психолого-пелагогичсскос обоснование проблемы. Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации по дальнейшему использованию материалов исследования. Список используемой литературы не менее 25 источников. Введение Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания дошкольников чрезвычайно важна. Третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди стали цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет новые требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способнос ти к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Под-дьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе интеллектуального воспитания. Изменения н содержании дошкольного образования обусловили новые взгляды на проблему умственного развития детей. Происходит смешение акцентов от накопления объема знаний детей об окружающем мире к становлению умственных способностей, интеллектуально-творческого развития ребенка. Показателями высокого уровня умственного развития детей дошкольного возраста по данным психолого-педаго-гической науки являются: активное и осознанное, изобретательное и целенаправленное восприятие, понимание логики развития явлений, зрелость мыслительных процессов произвольность, активность, устойчивостьинтерес к познанию, развитие мыслительных действий анализ, сравнение, умозаключение, обобщение и навыков учебной деятельности. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и вое питании. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, — Но в исследованиях Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Монтессори, но и способен усваивать представления об обших связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Усвоение ребенком эталонов и норм умственной деятельности в соответствии с современным уровнем развития цивилизации свидетельствует о том, что познание ребенка причинно обусловлено современным уровнем развития познания как общественно-историчсскога, культурного достояния человечества. Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его лома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается, появляется желание узнать больше Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Отношение к игре как средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом, прошло длительную проверку временем. Многие педагоги и психологи занимались изучением проблемы детской игры В Менджерицкая, Р И Жуковская, Они определяют игру, как особый вид деятельности ребенка, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики. Выготскому, игра — источник развития и создает зону ближайшего развития ребенка. В многолетних исследованиях Запорожца игра ребенка выступает преимущественно как средство развития его познавательных сил, познания внешнего мира с помощью активных ориентировочных действий и повседневной деятельности. В игре, по мнению Запорожца, закладывается первый «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Мысль об использовании игры в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста возникла. Игры, в частности, дидактические, близки дошкольникам, так как в них познавательное содержание сочетается с привлекате. В современной отечественной педагогической науке общепризнанным является положение о гом, что основное назначение дидактических игр — развитие умственных способностей детей, умения наблюдать, выделять характерные признаки предметов, сравнивать, находить сходство и различие, устанавливать тождество. Вместе с тем, как показывают исследования В последнее время поиски ученых В жизни дошкольника игра занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспе чиваюшим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей. Ученые единодушны в том, что руководство детской игрой — серьезная проблема дня взрослых. Здесь требуются наибольшее внимание, терпение, такт, умение наблюдать, умение постоянно и беспристрастно вглядываться в ребенка, умение любить. Детям должны быть предоставлены широкие возможности для игры и обеспечено руководство ею. Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому умственное воспитание дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность В число наиболее значимых проблем, которые пытаются преодолеть современные педагоги входят неудовлетворительный уровень психофизического здоровья, умственного развития и эмоционального благополучия детей; утрата ими открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового детского любопытства, инициативности. В совокупности эти проблемы обусловливают, с одной стороны, необходимость совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в дошкольном зве-не, а с друтой — целесообразность разработки новых, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий. Одним из возможных средств изменения сложившейся негативной ситуации видится более широкое и осознанное использование педагогами тех ресурсов, которыми обладает детская игра. Последние исследования физиологов показали большое значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности ребенка. Ифа является естественным его состоянием, она пронизывает все сферы его жизни, поэтому ифовые методы обучения и воспитания в сравнении с другими имеют очевидные преимущества. Следовательно, включение игры в процесс обучения и воспитания дошкольников позволяет обеспечить эффективность этого процесса, сделать его эмоционально привлекательным для детей. Объект исследования — умственное воспитание детей дошкольного возраста в целостном педагогическом процессе ДОУ. Предмет исследования — процесс осуществления умственного воспитания детей дошкольного возраста через использование системы дидактических игр. Гипотеза — мы предполагаем, что умственное воспитание детей дошкольного возраста будет более эффективным, если: - учитывать возрастные индивидуальные особенности детей; - создавать и своевременно изменять предметно-развивающую среду внесение новых игр, атрибутов в соответствии с новым содержанием игр и усложнением дидактических задач ; - в целостный педагогический процесс будет включена система дидактических игр в рамках проекта «Кругозор»; воспитатель будет понимать значимость использования дидактических игр в целях воспитания и развития, владеть технологией включения их в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими. Заключение Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что умственное воспитание — это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни и формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности. Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. Умственное воспитание выполняет направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, во многом определяет умственное развитие, способствует ему, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей дошкольного возраста. Детство — этап подготовки к будущей жизни. В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом стремительного физическою и психического развития ребенка, первоначального формирования психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Реализация специфических возрастных возможностей умственного развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту вилах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании и др. В правильно организованной игровой деятельности решаются все важнейшие задачи умственного воспитания: сенсорное воспитание, развитие мыслительной деятельности, становление речи, воспитание любознательности, познавательных интересов, формирование системы элементарных знаний о предмете и явлениях окружающей жизни. Дидактическая игра — это метод обучения, соответствующий силам и возможностям детей дошкольного возраста Дидактическая игра содержит большие возможности для умственно то воспитания детей. Она может использоваться как эффективная форма обучения, как средство умственного воспитания и как самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста. Преследуя образовательные цели, дидактические игры воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие. Дидактическая игра выступает как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий о свойствах вещей и явлений. Выполнение условий ифы, главным образом соблюдение правил, осуществление задач — требуют от ребенка сосредоточенного внимания, наблюдательности, запоминания и воспроизведения, что приближает игру к дошкольному обучению. Единство игровой и дидактической задач и особая позиция взрослого делают дидактическую шру уникатьной формой взаимодействия в системе «воспитатель — воспитанник», позволяют обеспечить вариативность ситуаций, в которых ребенок применяет знания, стимулируют активность всех детей. В дошкольном возрасте все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. В связи с этим предметом особого внимания должны стать психоло-го-педагогичсские условия для развития игры детей, которые предусматривают: а использование в педагогическом процессе всего много обра. Апробация системы дидактических игр в рамках проекта «Кругозор» в иеда! Дидактические игры способствовав лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию мате матических представлений; развивали качества, необходимые для школь ното обучения: сосредоточенность внимания, умение быстро сообразить, вспомнить, точно ответить, проявить выдержку, сообразительность. Исследование подтвердило, что в педагогическом процессе следует максимально использовать дидактические и развивающие ифы в целях умственного воспитания и обучения детей, формирования конкретных и обобщенных знаний, применения их в разных условиях и обстоятельствах. Благодаря системности и повторности проведения игр, дидактические задачи успешно решались детьми. Разработанная система дидактических игр в рамках проекта «Кругозор» может быть включена в реальный педагогический процесс. Исследование показало, что умственное воспитание дошкольников будет эффективным при соблюдении следующих условий: - учета возрастных индивидуально-личностных особенностей детей: сочетание возрастного индивидуального подхода в воспитании и обучении детей может обеспечить их полноценное эмоциональное и умственное развитие; - создания предметно-развивающей среды для обогащения жизнен нога игрового опыта детей, своевременное изменение ее в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей игровой среды; - включения в педагогический процесс системы дидактических игр: систематическое использование дидактических игр в педагогическом процессе способствует повышению эффективности умственного воспитания, что подтверждает апробация разработанной системы дидактических игр в рамках проекта «Кругозор»; - понимания воспитателями значимости дидактических игр как средства.